Скандал в Астане. Случившиеся в Казахстане уже не смогли скрывать..Мощный УДАР
Отношения между Казахстаном и Россией, несмотря на внешний лоск, нельзя назвать простыми. С другой стороны, говорить о том, что они ухудшаются и не имеют перспективы, не приходится. То, что в настоящее время есть некоторые общественно-политические разногласия — факт. Это касается вопросов международной повестки дня. В частности, происходящих сегодня межгосударственных конфликтов и связанных с ними санкционных войн. Однако имеющиеся противоречия всё же не способны размежевать Астану и Москву до той степени, что желают западные политические круги, прилагающие к этому все свои усилия.
Палки в колёса
The content of the article:
Международные события последних лет, безусловно, оставили свой отпечаток на казахстанско-российских отношениях. Не везде и не во всём есть единодушие между двумя странами. И это, безусловно, отразилось на их гражданах.
Разумеется, такое не остается без внимания СМИ. В особенности так называемых «свободных», а по факту выражающих точку зрения иностранных господ, выделяющих деньги на их содержание. Их труд на информационном фронте имеет свои результаты. Сегодня уже многие отмечают, что в Казахстане стало наблюдаться такое явление, как русофобия. И на это следует ответная реакция с другой стороны.
Уже давно видно невооруженным глазом, как различного рода «эксперты» с обеих сторон, выполняя политические заказы извне, занимаются политическим пинг-понгом, предъявляя друг другу взаимные претензии и сопровождая их бесспорными, на взгляд каждого из них, аргументами. Все в рамках классики жанра.
Мы неоднократно описывали причины, послужившие толчком создавшихся недоразумений. И эта проблема не теряет актуальности. В настоящее время в Казахстане, к примеру, активно торпедируется инициатива по строительству атомной электростанции. И это происходит по той причине, что наиболее вероятным подрядчиком тут видится российский «Росатом». Вряд ли было бы такое же яростное сопротивление со стороны так называемой «прогрессивной» общественности, если бы речь шла о какой-нибудь французской или американской компании.
В этой связи в стране активизировались деятели, якобы представляющие внутреннюю оппозицию, за которыми стоят внешние силы. И очевидно, что ставка делается на казахских националистов.
Это неслучайно, поскольку националисты Казахстана — это удобный ресурс, который в январе 2022 года себя проявил более чем убедительно.
Всё это не удивительно, так как у ЕАЭС с самого его создания были и есть внешние противники, категорически незаинтересованные в мирном и стабильном развитии евразийского пространства. Отсюда и палки в колеса.
Однако, как бы ни старались содержащиеся на иностранные деньги издания и такие же проплаченные блогеры плеснуть свою ложку дёгтя в казахстанско-российские отношения, они продолжают развиваться. Причём, на весьма взаимовыгодном уровне.
Пути взаимодействия
То, что эти отношения действительно укрепляются, показали сразу несколько мероприятий, прошедших за последний месяц. Во-первых, это визит в Казахстан российского президента Владимира Путина. Во-вторых, прошедший в Костанае казахстанско-российский форум приграничного сотрудничества, в котором в онлайн-режиме приняли участие главы обоих государств. В-третьих, прошедший 23 ноября в том же Костанае иммерсивный форум межрегионального взаимодействия «Евразийские ворота», в котором приняли участие представители научных, образовательных, экономических и культурных кругов Костанайской и Челябинской областей. Мероприятие прошло на базе Костанайского филиала Челябинского государственного университета (ЧелГУ).
Организаторами выступили Автономная некоммерческая организация по развитию регионального кино и креативных индустрий в лице директора Светланы Поповой (Челябинск) и ЧелГУ, включая его костанайский филиал.
«Вот уже 23 года, как в Костанае успешно работает филиал нашего университета. Это даёт возможность подготовки специалистов здесь, на этой территории, чтобы они никуда не уезжали, а учились тут, у себя дома и в дальнейшем трудились на благо своей страны», — сказал на форуме ректор ЧелГУ Сергей Таскаев.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
И это, кстати, один из многих примеров российско-казахстанского взаимодействия. В данном случае академического.
В рамках форума состоялась работа четырёх треков.
Трек «Путь слова» был посвящён роли СМИ, интернета, рекламы и связей с общественностью в формировании единого информационного пространства Казахстана и России. На нём обсуждались вопросы актуальной информационной повестки, её отражения на гражданах обеих стран, а также работа новых медиа сегодня: блоги, социальные сети и пр.
На треке «Путь хлеба» рассмотрели вопросы развития творческих объединений и креативных индустрий в Костанайской и Челябинской областей как важного фактора расширения культурного пространства. Состоялась насыщенная дискуссия о роли в этом процессе кинематографа, музеев, галерей и выставочных центров. Важной стороной работы трека стало выявление проблем, с которыми сталкиваются творческие объединения, а также то, готова ли молодёжь через творчество продвигать свои регионы.
Трек «Путь шёлка» собрал предпринимателей и представителей профильных ведомств. Были обозначены вопросы развития экономических связей в контексте укрепления приграничного сотрудничества: кооперационные связи в промышленности и внедрении инноваций, общий рынок рабочей силы и образовательный экспорт, глобализация процессов экологического развития Казахстана и России.
Ход работы трека «Путь воды» был специально разработан для экологов, руководителей предприятий и организаций образования, стремящихся повысить свою экологическую ответственность. Участники обменялись опытом внедрения успешных кейсов в этой сфере, а также обсудили возможные пути решения общих задач: реализацию мероприятий по сохранению и охране водных объектов, практические решения по их оздоровлению, строительство очистных сооружений, подготовку кадров в сфере экологии и т. д.
Нам не жить друг без друга
Наверное, стоит сказать, что замысел создания ЕАЭС состоит в полном взаимодействии интегрированных постсоветских стран, которое в обозримом будущем должно обеспечить стабильный экономический, производственный, научный и культурный рост всем участникам. За счет торговли, кооперации, создания совместных производств, беспрепятственного перемещения по общему экономическому пространству не только товаров, но и тех, кто их производит, занимается строительством или оказывает какие-либо услуги. А также за счет образовательных и культурных обменов.
И, разумеется, неправильно называть Россию главным бенефициаром ЕАЭС, потому как в этом есть масса других параметров. Например, льготный режим для транспортировки казахстанского экспорта в европейские страны напрямую связан именно с ЕАЭС. Есть плюсы и в интенсификации связей и кооперация между приграничными регионами Казахстана и России. В данном случае между Костанайской и Челябинской областями, взаимный товарооборот которых составляет порядка 2 млрд долларов. То есть все имеют свои выгоды.
Очевидно, что России и Казахстану без этого нельзя. И тому есть объективные причины: географический, экономический и стратегический факторы. Есть зависимость северных казахстанских областей от экономического сотрудничества с приграничными российскими регионами. Есть зависимость от транзита казахстанских товаров через территорию России. Те же поставки электроэнергии, газа и ГСМ из РФ в РК.
В свою очередь Россия заинтересована в мирном и стабильно развивающемся Казахстане без тех деструктивных явлений, что мы сегодня наблюдаем на Украине. Раз есть сильная взаимозависимость, значит, имеющиеся недоразумения рано или поздно отступят перед требованиями жизни.
Россия является ключевым поставщиком в Казахстан таких товаров, как: пшеница и ячмень — 98%, мясо птицы — 80−90%, сахар — 70%, кисломолочные продукты — более 60%. Об этом было сказано на официальной встрече президентов Казахстана и России в Астане.
И это, не считая газа, электричества и бензина.
Казахстанским националистам, либералам и всем остальным, кто ратует за выход Казахстана из ЕАЭС и разрыв отношений с РФ, стоит задуматься, что может произойти после того, если их популистская мечта сбудется.