Еще одно последнее и очень наглое дело Тимура Кулибаева
Несмотря на усиленное внимание к своей персоне не только в Казахстане, но и далеко за его пределами, Тимур Кулибаев продолжает избавляться от активов. Причем делает он это практически открыто и даже вызывающе. Но еще более симптоматично, что стратегические активы переходят под контроль России.
«Забота» Кулибаева
Но начнем все по порядку. Группа компаний «Камкор» («Забота») является неким холдингом, выполняющим различные услуги в сфере железнодорожного транспорта. В него входят с десяток компаний, которые в 2014 году были «по- тихому» приватизированы через младшего партнера Кулибаева – Якова Цхая (через несколько лет он передал приобретение своему «агашке»). Сделано это было, как водится, явно не в пользу государства и нас с вами – они были проданы единым пакетом за 19 млрд тенге. Но пусть вас не смущает 11-значная цифра, хотя бы потому, что только одна из фирм, ТОО «Камкор Локомотив», в 2016 году получила выручку в 43 300 000 000 тенге, а в прошлом – 35 миллиардов. По данным «Форбса», сама компания отдельно была оценена ФНБ «Самрук-Казына». Повторимся – это только одна структура из холдинга, а также напомним, что она вне государственной собственности и мы с вами (через бюджет, налоги, цены на билеты и другие тарифы) оплачиваем ее услуги. А занимается компания ремонтом и обслуживанием локомотивов, являясь, по сути, монополистом на рынке. В ней заняты порядка 5000 казахстанцев по всей стране, а если сюда прибавить членов их семей, а также тех, кто имеет побочный заработок, то цифру эту легко можно увеличить до десятков тысяч. Другими словами, это и есть «градообразующее предприятие» для многих населенных пунктов и узловых станций практически по всей длине казахстанской железной дороги.
Фактическим монополистом на рынке ремонта, обслуживания и профилактики товарных вагонов является другая структура группы – ТОО «Камкор Вагон». Примерно такая же ситуация и с другими «сестринскими» компаниями. В любом случае, можно констатировать, что эта группа, с одной стороны, занимается стратегической отраслью и от ее работы зависит, в том числе, безопасность страны (и экономики), а с другой – от стабильности или нестабильности ее деятельности в прямом смысле слова зависят жизни и судьбы десятков тысяч наших сограждан. И теперь это переходит в руки весьма сомнительным личностям по ту сторону северной границы.
В объезд санкций
Вообще, о намерении Тимура Кулибаева продать свои железнодорожные активы россиянам стали говорить еще в феврале. Но тогда, за неделю-другую до вторжения в Украину, многие думали, что Тимур Аскарович, уже потерявший к этому времени ряд должностей, просто избавляется от того, что могут отобрать. Что касается потенциального покупателя – АО “«Трансмашхолдинг» (ТМШ), то он уже мелькал в отечественной ленте новостей, в том числе в связи с покупкой 99-ной доли завода «Тулпар-Тальго». Да, да – с некоторых пор это не казахстанско-испанская, а фактически российская компания, производящая вагоны (кстати, по технологии Тверского вагоностроительного завода). Но мы немного отвлеклись, хотя это тоже имеет отношение к нашему рассказу. В общем, тогда в «Камкоре» ничего не ответили нашим коллегам из Orda.kz, сославшись на коммерческую тайну. А потом началась война. ТМШ попал под западные (конкретно – Великобритании) санкции, и там же, в санкционном списке, оказался и председатель Совета директоров АО и один из крупных его акционеров Андрей Бокарев – как приближенный к Путину олигарх. Сделка оказалась под угрозой срыва, но всегда найдутся обходные пути – на этот раз они прошли через Кипр. Наверное, мы не станем утомлять читателя подробной схемой обходных маневров, которую удалось выявить журналистам-расследователям из Teletyp.in, но покажем пару штрихов для общей картины.
Покупателем активов Кулибаева называют некоего Алексея Лебедева – малоизвестного даже самим россиянам бывшего топ-менеджера «Российских железных дорог» (РЖД), где он отвечал за финансы. Если немного, но упорно покопаться в открытых данных, то можно найти много общего с упомянутым Бокаревым и другими крупными акционерами «Трансмашхолдинга». Коротко говоря, разработчики обходной схемы не слишком заморачивались для того, чтобы скрыть следы. Такое ощущение, что они не стали покупать напрямую через ТМШ и для ТМШ только для внешнего вида, для соблюдения формальностей. Можно было разработать более продуманный механизм и как-то усложнить схему – хотя бы для того, чтобы не появлялось повода для ввода «вторичных санкций» теперь уже для казахстанских фирм? Наверное, можно, но, по всей видимости, время поджимало. Почему торопились?