А Раиса Максимовна не только повсюду сопровождала своего мужа — Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, расточая приветливые улыбки и запросто отвечая на приветствия первых лиц различных стран. Она еще и наряжалась так, что страна каждый раз замирала у экранов телевизоров в ужасе и восхищении.
Терпеливая клиентка
Женщины потом судачили, что на эпатажные наряды первой леди тратятся миллионы казенных рублей. Жадно приникнув к голубым экранам, считали, сколько раз в день супруга генсека меняет костюмы. Прикидывали, сколько стоит каждая блузка. И завидовали. Ведь им недоступны были такие наряды, советские женщины в то время шили себе одежду сами, по выкройкам из журналов «Работница» и «Крестьянка».
Чем хуже становилась экономическая ситуация в стране, тем больше раздражались «крестьянки и работницы» при виде подтянутой, цветущей, ухоженной Раисы. В стране — развал, все в дефиците. А тут — идеально скроенные модные костюмчики по фигуре, элегантные пальто и шубы, изысканные вечерние платья, шляпки…
Люди решили, что ее одевает Вячеслав Зайцев или даже сам Ив Сен-Лоран. В действительности же супруга генсека посещала московский Дом моды «Кузнецкий мост», где для нее работали первоклассные мастерицы.
Как говорит искусствовед «Кузнецкого моста» Алла Щиланина, Раиса Максимовна обычно сама привозила ткани, обсуждала предложенные художником Тамарой Макеевой эскизы. Чаще всего одобряла, на примерках вела себя терпеливо. Иногда вносила какие-то предложения — например, очень любила блузки с различными бантами, необычными воротниками. В Доме мод часто появлялась с цветами и конфетами для персонала, у которого остались о ней самые приятные воспоминания.Раиса Максимовна была хорошо знакома и с Ивом Сен-Лораном, и с Пьером Карденом.
При этом Карден всегда восхищался ее хорошим вкусом в одежде. Он подчеркивал, что первая леди СССР могла бы позволить себе и более смелые и яркие наряды, обладая хорошей фигурой и изысканным вкусом. Вероятно, добавлял Карден, она просто не хочет смущать советских женщин, поэтому одевается достаточно скромно.
Капризная хозяйка
О своеволии Раисы Горбачевой много рассказывали очевидцы — люди из охраны и прислуга. Например, начальник охраны, полковник Виктор Кузовлев, вспоминает, как на важное совещание, назначенное на 11.00, Горбачев явился после полудня. И рядом с ним важно шла его супруга, а затем без тени сомнений она уселась вместе с учеными, специалистами и руководством за стол. Оказалось, что опоздал генсек из-за жены — она долго собиралась!
Первая леди быстро привыкла к тому, что все ее приказы и капризы выполняются беспрекословно. Например, от нее буквально не было покоя начальнику 9-го управления (служба охраны) Юрию Плеханову: Раиса Максимовна привыкла звонить ему по много раз в день, требуя повышенного внимания, советуясь по каждому пустяку. Плеханов настолько устал от такой требовательности, от положения игрушки в руках жены генсека, что просил отставки или перевода, а позднее примкнул к восставшим против Горбачева членам ГКЧП.
Личный повар семьи Горбачевых, Евгения Ермакова, рассказывала, как часто Раиса Максимовна доводила ее до слез своими противоречивыми приказами. Например, заказывала обед к 14.00, но до последних минут повар не могла согласовать с ней меню — Горбачева тянула с решением, и только мастерство поварихи позволяло ей с честью выходить из положения, но скольких нервов ей это стоило!По требованию Раисы Максимовны в каждую страну, в каждый зарубежный город, куда она отправлялась с мужем, на самолетах доставляли автомобили отечественного производства — специально для нее, чтобы она могла ездить на них с личным шофером. Это, конечно, было очень накладно для государства.
Любимица страны
Раиса Максимовна понимала, что большая часть советского народа относится к ней не лучшим образом. Но уже после отставки Горбачева, в июле1999 года, у нее был диагностирован лейкоз. И тогда отношение народа чудесным образом изменилось: за нее начали волноваться, слали ей приветы, молились о ее здоровье.
Будучи тяжело больной, она с горечью говорила: «Наверное, мне надо было тяжело заболеть и умереть, чтобы меня поняли». К сожалению, ничего не помогло: Раиса Горбачева, казавшаяся победительницей по жизни, первая из «первых леди» СССР, скончалась в сентябре 1999 года в одной из лучших немецких клиник.