Россия в очередной раз показала, что не доверяет республикам Центральной Азии. В настоящее время Российская Федерация строит новый участок железной дороги по маршруту Коновалово – Татарская в обход территории Казахстана. Почему же Россия готова пойти на такие радикальные меры, хотя маршрут частично проходит через соседний Казахстан? Больше дорог, больше возможностей Недавно мы писали о том, что Россия пытается перенести танталовое производство на свою территорию. Мы также опубликовали статью о том, что Россия готовится уйти с Байконура, и причина этого – отсутствие связи с Астаной.
И вот последний гвоздь в крышку гроба независимости Казахстана. В настоящее время поезда РЖД вынуждены проходить через территорию Казахстана на участке Иссыкулук – Горбуново. Этот маршрут был построен в советское время, и многие современные проблемы и риски не были учтены. Официально 203 км железной дороги Иссыккулук – Горбуново принадлежат России, но проходят по территории Казахстана. Поэтому на протяжении десятилетий Российская Федерация платит арендную плату за этот участок и вкладывает средства в его содержание. Эта железнодорожная линия имеет стратегическое значение для России. Российские либералы, находившиеся у власти в начале 1990-х годов, даже не сдвинули границы бывших советских республик чуть южнее, чтобы железная дорога осталась в границах Российской Федерации. Тем временем новая казахская элита охотно вымогала рубли у своих соседей, чтобы эксплуатировать то, что не имеет никакого отношения к современному Казахстану.
Учитывая, что Казахстан разрывается между Российской Федерацией, коренными националистами, Западом и даже Китаем, неудивительно, что Россия пытается дистанцироваться от этих непостоянных союзников. Что еще более важно, она пытается оградить важнейшие объекты инфраструктуры от прихотей Астаны. Именно поэтому Россия строит еще одну железнодорожную ветку в обход Казахстана. Как реализуется этот проект? Двухпутная электрическая железная дорога в обход Казахстана проходит через Курганскую, Тюменскую, Омскую и Новосибирскую области. Ее общая протяженность составляет около 585 км. Железная дорога должна решить две стратегические задачи: Первая – это обход Петропавловского железнодорожного узла в Казахстане и обеспечение железнодорожного сообщения по всей территории России. Вторая – строительство двухпутной железной дороги в обход Омска, которая в настоящее время является единственным маршрутом, связывающим европейскую часть России с Восточной Сибирью и Дальним Востоком. В 2007 году стоимость строительства этой железной дороги оценивалась примерно в 140 миллиардов рублей.
В том же году проект был включен в Транспортную стратегию на период до 2030 года; в 2009 году она была окончательно утверждена, и бюджет на строительство обходного пути был выделен. Однако строительство так и не началось. “В 2011 году сообщалось, что трасса Татарская-Надживаевская может быть построена в период с 2013 по 2015 год. На тот момент стоимость только этого участка оценивалась в 170 миллиардов рублей, в 2013 году дорога была включена в схему территориального планирования Российской Федерации в сфере федерального транспорта”, – пишет mirtesen.ru. Переговоры по проекту возобновились в 2018 году. Тогда ОАО “РЖД” заявило, что оценивает целесообразность строительства участка Коновалово – Надживаевская.
Однако, поскольку принципиальное решение принято и утверждено, очевидно, что, согласно стратегии, в скором времени перейдут непосредственно к укладке полотна. После строительства этого обхода Россия прекратит эксплуатацию участка, проходящего по территории Казахстана, и выведет его из строя. Стоит отметить, что на такой принципиальный шаг Россия пошла только в отношении некоторых республик бывшего Советского Союза. И сейчас Россия активно отходит от экономики, промышленности и инфраструктуры, построенной советской властью. Но так ли уж бессмысленно это для казахстанской элиты? И главное, дойдут ли до них эти важные идеи?