Случившееся с Путиным в храме Христа Спасителя попало на камеры

В присутствии Путина и патриарха, под взглядами силовиков. Репортаж с пасхальной службы в храме Христа Спасителя
Корреспондент побывала в главной церкви страны, куда на Пасху не могут попасть простые верующие
Сотни свечей и лампад, уходящие к куполу колонны с фресками, строгие, нервные взгляды сотрудников ФСО в выглаженных черных костюмах. Так в главном храме страны проходит ежегодная ночная пасхальная служба, которую возглавляет патриарх Кирилл и посещают видные политики во главе с президентом.

 

 

 

В этом году на праздничном богослужении в храме Христа Спасителя побывала корреспондент . В своем репортаже она рассказала, как этот праздник встречает российское духовенство, государственные деятели и прихожане, которым посчастливилось получить пригласительные на пасхальную службу.
Ожидание
В инструкции для аккредитованной прессы было указано: «Вход со стороны набережной, к залу церковных соборов». Уже начинал накрапывать дождь, когда мы, журналисты, в начале десятого вечера искали проход к набережной через перекрытые улицы и переулки у Остоженки. Храм Христа Спасителя полностью оцепили по периметру — где-то заборами, где-то — еще и «живой изгородью» полицейских. А они все прибывали на автобусах и уазиках.— Здесь сегодня самое защищенное место в стране, — донеслось до меня горделивое замечание сотрудника ФСО.

 

 

 

 

Нам велели ждать у арок металлоискателей, и спустя минут 20, когда все уже изрядно замерзли, начали впускать в храм, тщательно досматривая. Пустой полутемный зал церковных собраний, коридоры, сквозь которые нас вели, и наконец огромный купол храма Христа Спасителя над головой. Мы на месте.У ограждений уже толпились прихожане — сотни, даже тысячи людей, которым удалось получить пригласительные. Журналисты, толкаясь и споря, расставляли камеры и фотоаппараты. Началось ожидание. Кто это? Католики?

— Да, а это грузинский какой-то епископ или армянский.

Утомленные от бездвижия прихожане обсуждали всё, что казалось им необычным, — церковных сановников с розовыми пилеолусами (круглые шапочки у католических священников), детей, которые норовили выбраться из-под заграждений и выбежать к алтарю, знакомые лица среди бизнесменов и политиков, собравшихся здесь. Среди прихожан — ректоры столичных вузов, меценаты, их нарядные жены и серьезного вида сыновья.Благодатный огонь

 

 

Те из прихожан, у кого в руках были телефоны, сообщали соседям, где сейчас Благодатный огонь. Днем он покинул Иерусалим, около девяти вечера был в России, ближе к одиннадцати — в Москве. Служба должна была начаться, когда огонь занесут в храм и раздадут верующим.

И вот, спустя два часа ожидания паникадила под потолком погасли. Остался только синий свет, выхватывавший из темноты алтарь, колонны и толпу у входа. Воскресение твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесе. И нас на земле сподоби чистым сердцем тебе славити, — раздался в темноте слаженный хор мужских голосов. Песнопение звучало всё громче. Из алтаря вышли прислужники со свечами, а за ними через царские врата — патриарх Кирилл.

Он зажег трехсвечники от лампады с Благодатным огнем, свечи зажгли алтарники и передали в толпу. Стало шумно, люди спешили зажечь свои лампады и свечи, но почти не толкались и не спорили. Началось пасхальное богослужение.

 

 

 

 

Разговоры у алтаря
За те несколько минут, что прошли в тихой суете с передачей свечей, я почти пропустила момент, для многих более долгожданный и трепетный, чем появление Благодатного огня, — прибытие президента России. Владимир Путин традиционно появился на пасхальной службе в компании Сергея Собянина.Политикам сразу же выдали по свечке. Президент и мэр обменялись приветствиями, встали поодаль, но вскоре сошлись снова и начали что-то активно с улыбкой обсуждать, прерываясь разве что на «Воистину воскресе!» в ответ священнику.

Патриарх, возглавлявший богослужение, несколько раз прошел с кадилом у алтаря, повторяя пасхальные восклицания, а затем сменил белое облачение на пасхально-красное и вышел, чтобы зачитать слова Иоанна Златоуста. Его сильный голос разносился среди расписанных фресками стен.— Воскрес Христос, и пали демоны, — на этих словах даже политики прекратили разговоры, устремив взгляд к алтарю. — Воскрес Христос, и радуются ангелы. Воскрес Христос, и жизнь утверждается. Воскрес Христос, и нет мертвых во гробе. Ибо Христос воскрес из мертвых.

Comments (0)
Add Comment