Сейсмолог из Нидерландов Фрэнк Хугербитс 3 февраля предсказал мощное землетрясение. «Рано или поздно в этом регионе (Южно-Центральная Турция, Иордания, Сирия, Ливан) произойдет землетрясение приблизительно с магнитудой 7,5», – написал Хугербитс в Твиттере в начале месяца.
Сегодня ночью, действительно, в Турции и Сирии произошло сильнейшее землетрясение, отдельные толчки были зафиксированы в Ливане.
В своем новом прогнозе Хугербитс предупреждает, что повторные подземные толчки будут продолжаться в центральной части Турции и близлежащих регионах еще какое-то время.
Юго-восток Турции и прилегающие к Восточной Анатолии районы Сирии стали 6 февраля эпицентром разрушительного землетрясения. В результате десятков подземных толчков, сила которых достигала 7,8 балла, уже имеется более тысячи погибших и предположительно десятки тысяч пострадавших. Разрушен ряд населенных пунктов, повреждена дорожная сеть. Сейсмологи предполагают, что подземные толчки в этом районе могут ощущаться еще до полутора лет. А причина может заключаться в изменении динамики вращения земного ядра.
Наша планета настолько сложная и нелинейная система, что любая флуктуация на уровне ядра и мантии Земли может откликаться на поверхности разрушительными землетрясениями, – рассказала «МК» сейсмолог, кандидат физико-математических наук Анна Люсина. – Китайские ученые в последнее время выдвигают предположение, что ядро Земли сейчас замедляется, а в будущем, возможно, вовсе остановится или даже начнет вращение в обратную сторону. Конечно, если они правы, это может сказаться на «поведении» всей планеты в целом. В частности – вызвать дополнительные сейсмические явления, активизировать новые сейсмоопасные районы.
По словам ученой, предсказать землетрясения по всем трем основным параметрам — времени, энергии и координатам — пока невозможно. Спрогнозировать, примерно где и примерно когда «тряхнет», можно — а вот с точностью вроде «В 12:30 в таком-то районе будет землетрясение магнитудой в 7,3 балла» невозможно.
– Задача прогноза еще не решена, – отмечает Анна Люсина. – За 120-летнюю историю инструментального наблюдения накоплено много эмпирических данных, разрабатываются и совершенствуются математические модели; в какой-то момент точность прогнозирования может быть улучшена. Но в целом предсказание будущего столь же сложно, как и экстраполяция полученных данных в прошлое.
По словам сейсмолога, «волшебного фонаря», который мог бы проникнуть под земную кору и дать точную информацию о происходящих там процессах, все еще не существует, так что единственным надежным свидетельством работы ядра и мантии остается именно сейсмическая активность. Именно поэтому сейчас, когда в Турции «уже началось», наука может достаточно уверенно предсказать, что будет в этом очаге сейсмичности в ближайшее время.