ЭРДОГАН ЗАНЕРВНИЧАЛ. ХВАТИЛО ОДНОГО РАЗГОВОРА С ПУТИНЫМ
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган явно занервничал. Для этого ему хватило одного разговора с русским коллегой Владимиром Путиным. Что теперь ждёт зерновую сделку?
В среду состоялся телефонный разговор между Путиным и Эрдоганом. В центре внимания, разумеется, была зерновая сделка, которую Турция отчаянно хочет возобновить. По словам президента России, Москва готова рассмотреть этот вариант при одном условии. Но будет ли выполнено это условие – большой вопрос.
Холодная сдержанность Кремля
Россия готова рассмотреть возможность возвращения в зерновую сделку, если Запад исполнит (не пообещает, а именно исполнит) все те обязательства, которые он брал перед Москвой. В первую очередь речь идёт о снятии санкций с экспорта русских удобрений.
Подтверждена готовность вернуться к Стамбульским договорённостям, как только Западом будут на деле выполнены все зафиксированные в них обязательства перед Россией,
– говорится в сообщении, опубликованном на сайте Кремля.
В то же время Россия прорабатывает разные варианты поставок русского зерна (в том числе и безвозмездно) в бедные страны.
Оставшееся время Путин и Эрдоган посвятили обсуждению русско-турецкого партнёрства, наращивания торгового оборота и реализации совместных проектов в энергетической сфере.
А президент Турции также поблагодарил Россию за предоставление самолётов для тушения природных пожаров.
По пресс-релизу Кремля видно, что Россия закончила играть в благородство. Теперь кредит доверия Западу исчерпан, и Турции, а также её партнёрам придётся по-настоящему поработать, чтобы вернуть себе сделку.
Эрдоган занервничал? Не зря
Политолог Дмитрий Евстафьев заметил, что турецкий лидер явно нервничал. Это особенно заметно по тональности его администрации.
Ехидно обратил бы внимание на разность в описании содержания переговоров российской и турецкой сторонами. Я про то, как наш “партнёр” Эрдоган нервничает. Очень,
– пишет он в Telegram.
Канцелярия Эрдогана сообщила, что “Турция продолжит прикладывать интенсивные усилия для возобновления зерновой сделки”. Из этого следует, что никаких договорённостей пока не достигнуто. Вероятно, главная цель приглашения Путина в Турцию как раз заключается в том, чтобы продавить это решение.
Причин нервничать у Эрдогана много. Зерновая сделка для него очень важна – это огромный источник доходов, а также некий фактор политической стабильности. Однако, несмотря на всё это, в последнее время президент Турции предпринимает открыто враждебные к России шаги. Сначала Турция одобрила членство Финляндии в НАТО, прекрасно осознавая, что это представляет угрозу для России. Потом выдала Киеву пойманных в Мариуполе главарей украинских нацистов, которых должна была держать у себя до окончания вооружённого конфликта.
Русским всё чаще отказывают в получении вида на жительство, а турецкие банки неожиданно прекратили работу с русской платёжной системой “Мир”.
Всё это не могли не учитывать власти России, когда принимали решение о выходе из зерновой сделки. Однако главной причиной, разумеется, стало неисполнение Западом своих обязательств. И тут тоже можно задать вопрос Турции. Анкара, будучи членом НАТО, вполне могла надавить на своих союзников, чтобы те начали выполнять свои обязательства, однако почему-то так этого и не сделала.
Вернется ли Россия в сделку?
Вернётся ли Россия к исполнению Стамбульских соглашений – вопрос открытый. Сама по себе зерновая сделка Москве не нужна, если русские условия никем не выполняются. Напротив, она представляет большую опасность, так как Украина получает возможность зарабатывать и финансировать ВСУ, а также наносить удары по русскому флоту через зерновой коридор. К тому же всегда есть риск, что идущие в украинские порты сухогрузы везут оружие для ВСУ.
С другой же стороны, если с помощью сделки Москва всё же заставит Запад снять санкции со своей сельхозпродукции, это принесёт нам большую выгоду. Кроме того, это станет залогом поддержания хороших отношений с Турцией, которая не стала присоединяться к санкциям и теперь поставляет нам европейскую запрещёнку. Главное, чтобы партнёр России не заигрывался в многовекторность и помнил о своих обязательствах.