Владимир Путин игнорирует просьбы президента Турции Реджепа Эрдогана обсудить возвращение в зерновую сделку.
Выдумав себе зерновую сделку как шанс пошантажировать мир, после чего поверив в эту фантазию и ожидая от нее неких невиданных преференций, российский президент совершенно не ожидал, что окажется настолько неинтересен со своей придумкой остальному миру. После чего, впав в разочарование, эту сделку демонстративно разорвал.
Ну, как разорвал? После того, как никто на это особо не отреагировал, даже на международных биржах – взял и обиделся.
Словом, мир особого значения этому обстоятельству не придал и выполнять условия России, которые она считала неотъемлемой частью сделки, мелочей вроде возвращения российских банков к международной финансовой системе и тому подобного, не собирается. Кремль, как водится, грозно нахмурил брови и попытался что-то заявить по этому поводу – но тут толстый полярный лис пришел к кремлевским башням откуда не ждали.
Сначала Пекин заявил Совету безопасности ООН, что зерновую сделку необходимо возобновить. А когда опешивший от такого демарша российский президент заявил на саммите Россия-Африка, что «Россия в состоянии заместить украинское зерно, поскольку является солидным, ответственным международным поставщиком сельхозпродукции», то африканские лидеры попросту эту идею высмеяли. Более того, когда Владимир Путин пообещал некоторым странам Африки некоторое количество зерна безвозмездно, то есть даром, заявили в ответ, что им подачек не надо, им нужна нормальная и прозрачная сделка, не зависящая от капризов одного человека.
Словом, на каприз «величайшего геополитика всех времен», а именно так российского президента называет поклоняющаяся ему российская же Z-пресса, мир отреагировал унизительным для него безразличием. А виной всему, разумеется, Эрдоган, ставший сущим асом по втыканию в спину Владимира Путина ножей всех форм и размеров.
Именно он категорически не признал «возвращение Крыма в родную гавань» в 2014-м, подпортил намечавшийся триумф Москвы в ее «сирийской экспедиции» и сделал еще много вещей, вплоть до вооруженной поддержки Киева в отражении российской агрессии, согласия на вступление Финляндии и Швеции в НАТО и возвращения Украине командиров «Азова».
Чем сделал две совершенно неожиданные для российской Z-общественности вещи. Во-первых, провел российского президента. «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад» – так, кажется, у кого-то из русских классиков?
Во-вторых, развеял миф о необычайной прозорливости российского президента, который якобы спас Эрдогана во время попытки переворота в 2016 году. Теперь критики Владимира Путина могут подойти к нему и по-свойски так спросить: «Васильич [а именно так назвал на днях президента патриарх Кирил, видимо, неспроста] ты кого вообще спас? И для чего? Не друг он Кремлю, совсем не друг».
Словом, Владимир Путин внезапно решил, что Эрдоган – недружественный ему политик и от него одни неприятности. После чего вновь начались детские игры «а я в домике, и сам звонить не буду, и на звонки не буду отвечать». Российский президент так за все эти годы и не понял, что с Эрдоганом такую игру затевать не стоит. Хотя бы потому, что у того козырей по принуждению к переговорам в запасе с избытком.
И он в любом случае вытащит российского президента на диалог – и добьется нужных ему решений. И пусть они будут очередными «ножами в спину» – Кремль стерпит. Во-первых, потому что к ним уже привык. Во-вторых – потому что в мастерстве переобуваний в воздухе, когда вчера «черное» сегодня становится «белым» – ему в мире нет равных.
Армянский сайт «Жам» (Время) опубликовал статью, озаглавленную «Эрдоган „кинул“ Путина, а Пашиняна он и в грош не ставит». В ней анализируются проблемы в российско-турецких отношениях, и как они могут повлиять на Армению.
«После последнего визита президента Украины Владимира Зеленского в Анкару почти все западные аналитики констатировали, что Турция предпринимает большой поворот в отношениях с Россией. Основанием для подобного вывода являются несколько фактов.
1. После встречи с Владимиром Зеленским Реджеп Эрдоган передал Украине пятерых захваченных Россией „азовцев“, которые по просьбе Эрдогана были переданы Турции при условии, что они не поедут на Украину до конца войны. Было зафиксировано, что Эрдоган нарушил данное Владимиру Путину обещание и ещё до окончания войны передал „азовцев“ украинцам. Более того, вернувшись на Украину, они заявили, что будут активно вовлечены в войну. Этим шагом Эрдоган нанёс серьёзный имиджевый удар Владимиру Путину. Когда-то противники Путина критиковали эту сделку с Турцией, отмечая, что Эрдоган обманет русских, что сегодня подтверждается.
2. Эрдоган не только „дал пощёчину“ Путину, но и императивным тоном заявил: „Владимир Путин в августе посетит Турцию, чтобы обсудить украинский вопрос“, и добавил, что „зерновая сделка“ должна быть продлена минимум на три месяца. Слова Эрдогана были очень жёсткими, особенно с учетом того, что Россия не намерена продлевать данную сделку. Это, в свою очередь, означает, что российско-турецкие отношения ещё более обострятся.
3. Неожиданно для многих на саммите НАТО в Вильнюсе Эрдоган фактически согласился с тем, что Швеция может присоединиться к Североатлантическому альянсу. Конечно, этот шаг напрямую не связан с российско-турецкими отношениями. Однако в последние месяцы Турции удалось сделать этот вопрос предметом торга с Россией, Эрдоган сумел убедить российскую пропагандистскую машину в том, что шведы никогда не станут членами НАТО, поскольку (в Швеции — ред.) периодически происходят антиисламские действия (например, сжигание Корана).
4. На встрече Эрдогана с Зеленским было принято решение о строительстве Турцией на Украине завода по производству „Байрактаров“.
Все эти факты показывают, сколько стоят слова турок и, в частности, слова и обещания Эрдогана. И если Эрдоган не боится „кинуть“ Путина, то неужели он не обведёт вокруг пальца Никола Пашиняна?
Однако, если цена обмана (Эрдоганом — ред.) Путина может создать дополнительную проблему для Российской Федерации, то для Армении всё может закончиться новым геноцидом, после которого армяне больше не будут иметь морального права обвинять мир в этом.»